Как прикурить авто проводами самому
«Прикуривание» — простой и часто спасительный навык. Но при неправильных действиях можно повредить электронику или получить травму. Ниже — понятная и безопасная инструкция.
Важные предупреждения (прочитайте перед началом)
- Опасность искры и взрыва: аккумулятор выделяет взрывоопасный газ (водород). Не курите, не используйте открытое пламя и избегайте искр рядом с батареей.
- Полярность: перепутанная полярность (подключение «минуса» к «плюсу») может вывести из строя электронику автомобиля.
- Замерзший аккумулятор: если батарея замёрзла — не прикуривайте (возможен взрыв).
- Гибриды/электрокары: у многих гибридов/электромобилей свои требования — сначала ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации.
- Если сомневаетесь — вызывайте помощь профессионалов.
Что нужно иметь
- Комплект пусковых проводов подходящей толщины (рекомендуется не тоньше 16 мм² / 4–6 AWG для легковых авто; лучше — 25 мм² и более для тяжёлых машин).
- Защитные перчатки и очки (по возможности).
- Машина-доно́р с исправным аккумулятором (подходящее напряжение — тот же тип 12 В).
Пошаговая инструкция
- Подготовка автомобилей
- Подставьте оба автомобиля рядом так, чтобы провода доставали, но машины не касались друг друга.
- Заглушите оба двигателя, включите ручной тормоз и поставьте коробки передач на P (автомат) или N (механика).
- Откройте капоты и найдите клеммы аккумуляторов. Если клеммы загрязнены — очистите от налёта сухой щёткой.
- Проверка полярности
- Найдите «+» (плюс, обычно красная клемма) и «−» (минус, чёрная клемма). Убедитесь, что вы правильно определили клеммы на обоих аккумуляторах.
- Подключение проводов (в строгой последовательности)
- Красный зажим к плюсовой клемме донора (+).
- Красный зажим к плюсовой клемме севшего аккумулятора (+).
- Чёрный зажим к минусовой клемме донора (−).
- Второй чёрный зажим НЕ к минусовой клемме севшего аккумулятора! Подсоедините его к неокрашенной металлической детали кузова или блоку двигателя севшего авто, удалённой от аккумулятора и топливной системы (например, кронштейн двигателя). Это снижает риск искрообразования возле аккумулятора.
- Запуск двигателя донора
- Запустите двигатель автомобиля-донора и дайте ему поработать 1–2 минуты на холостом ходу, чтобы чуть подзарядить севший аккумулятор.
- Попытка запуска севшего автомобиля
- Попробуйте завести автомобиль с севшим аккумулятором. Если не заводится — подождите ещё 1–2 минуты и попробуйте снова.
- Как только двигатель зафиксированно запустился, держите его заведённым.
- Отключение проводов (в обратной последовательности)
- Снимите чёрный зажим с корпуса/массы севшего автомобиля.
- Снимите чёрный зажим с минусовой клеммы донора.
- Снимите красный зажим с плюсовой клеммы севшего аккумулятора.
- Снимите красный зажим с плюсовой клеммы донора.
- Убирайте провода аккуратно, не допуская их касания металлических частей.
- Что делать после запуска
- Дайте заведённому автомобилю поработать 15–30 минут (лучше — проехать), чтобы генератор подзарядил аккумулятор.
- Рекомендуется в ближайшее время проверить аккумулятор и систему зарядки в сервисе — возможно, батарею нужно заменить или есть проблема с генератором.
Если машина не заводится
- Проверьте плотность и контакт клемм — подтяните, очистите.
- Попробуйте другой донор или более мощные провода.
- Если всё равно не заводится — скорее всего, проблема серьёзнее (стартер, замок зажигания, топливо) — вызывайте эвакуатор или техпомощь.
Частые ошибки, которых стоит избегать
- Подключать отрицательную клемму севшего аккумулятора (риск искры у батареи).
- Перепутать полярность красного/чёрного зажима.
- Попытки прикурить замёрзший аккумулятор.
- Использовать тонкие «мультиковые» провода — они могут перегреться и оплавиться.
Короткий чек-лист перед прикуриванием
- Противопожарная безопасность: без огня и курения.
- Проверена полярность и состояние проводов.
- Машины не касаются друг друга.
- Последовательность подключения и отключения соблюдена.
- После успешного запуска — диагностика аккумулятора/генератора в сервисе.