«Прикуривание» — простой и часто спасительный навык. Но при неправильных действиях можно повредить электронику или получить травму. Ниже — понятная и безопасная инструкция.
Важные предупреждения (прочитайте перед началом)
Опасность искры и взрыва: аккумулятор выделяет взрывоопасный газ (водород). Не курите, не используйте открытое пламя и избегайте искр рядом с батареей.
Полярность: перепутанная полярность (подключение «минуса» к «плюсу») может вывести из строя электронику автомобиля.
Замерзший аккумулятор: если батарея замёрзла — не прикуривайте (возможен взрыв).
Гибриды/электрокары: у многих гибридов/электромобилей свои требования — сначала ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации.
Комплект пусковых проводов подходящей толщины (рекомендуется не тоньше 16 мм² / 4–6 AWG для легковых авто; лучше — 25 мм² и более для тяжёлых машин).
Защитные перчатки и очки (по возможности).
Машина-доно́р с исправным аккумулятором (подходящее напряжение — тот же тип 12 В).
Пошаговая инструкция
Подготовка автомобилей
Подставьте оба автомобиля рядом так, чтобы провода доставали, но машины не касались друг друга.
Заглушите оба двигателя, включите ручной тормоз и поставьте коробки передач на P (автомат) или N (механика).
Откройте капоты и найдите клеммы аккумуляторов. Если клеммы загрязнены — очистите от налёта сухой щёткой.
Проверка полярности
Найдите «+» (плюс, обычно красная клемма) и «−» (минус, чёрная клемма). Убедитесь, что вы правильно определили клеммы на обоих аккумуляторах.
Подключение проводов (в строгой последовательности)
Красный зажим к плюсовой клемме донора (+).
Красный зажим к плюсовой клемме севшего аккумулятора (+).
Чёрный зажим к минусовой клемме донора (−).
Второй чёрный зажим НЕ к минусовой клемме севшего аккумулятора! Подсоедините его к неокрашенной металлической детали кузова или блоку двигателя севшего авто, удалённой от аккумулятора и топливной системы (например, кронштейн двигателя). Это снижает риск искрообразования возле аккумулятора.
Запуск двигателя донора
Запустите двигатель автомобиля-донора и дайте ему поработать 1–2 минуты на холостом ходу, чтобы чуть подзарядить севший аккумулятор.
Попытка запуска севшего автомобиля
Попробуйте завести автомобиль с севшим аккумулятором. Если не заводится — подождите ещё 1–2 минуты и попробуйте снова.
Как только двигатель зафиксированно запустился, держите его заведённым.
Отключение проводов (в обратной последовательности)
Снимите чёрный зажим с корпуса/массы севшего автомобиля.
Снимите чёрный зажим с минусовой клеммы донора.
Снимите красный зажим с плюсовой клеммы севшего аккумулятора.
Снимите красный зажим с плюсовой клеммы донора.
Убирайте провода аккуратно, не допуская их касания металлических частей.
Что делать после запуска
Дайте заведённому автомобилю поработать 15–30 минут (лучше — проехать), чтобы генератор подзарядил аккумулятор.
Рекомендуется в ближайшее время проверить аккумулятор и систему зарядки в сервисе — возможно, батарею нужно заменить или есть проблема с генератором.
Если машина не заводится
Проверьте плотность и контакт клемм — подтяните, очистите.
Попробуйте другой донор или более мощные провода.
Если всё равно не заводится — скорее всего, проблема серьёзнее (стартер, замок зажигания, топливо) — вызывайте эвакуатор или техпомощь.
Частые ошибки, которых стоит избегать
Подключать отрицательную клемму севшего аккумулятора (риск искры у батареи).
Перепутать полярность красного/чёрного зажима.
Попытки прикурить замёрзший аккумулятор.
Использовать тонкие «мультиковые» провода — они могут перегреться и оплавиться.
Короткий чек-лист перед прикуриванием
Противопожарная безопасность: без огня и курения.
Проверена полярность и состояние проводов.
Машины не касаются друг друга.
Последовательность подключения и отключения соблюдена.
После успешного запуска — диагностика аккумулятора/генератора в сервисе.